танки

Т-26
2су100
ИСУ
ису1022
СУ
кв2
КВ
БТ

Строились танки двух основных типов — пехотные и крейсерские. Первые соответствовали нашим танкам непосредственной поддержки пехоты и были тихоходны, слабо вооружены, но сильно бронированы. Вторые соответствовали нашим танкам дальнего действия, предназначались для самостоятельных операций, были быстроходны, но слабо бронированы и слабо вооружены. Пушка калибром 40 мм считалась вполне удовлетвори-тельной для обоих типов танков.

К пехотным танкам относились «матильда», «валентайн» и «черчилль», к крейсерским — «крусейдер», «кромвелл», «комета». Идея тихоходных пехотных танков изжила себя в ходе войны, и с 43-го года англичане продолжали строить лишь крейсерские, усиливая их броню и вооружение. Самым лучшим в английской армии оказался американский танк М4 «Генерал Шерман», на который устанавливалась длинноствольная английская пушка. Массовых СУ англичане практически не создали. Всего за войну в Англии выпустили около 25 тыс. танков и получили из США и Канады 23 246 танков и СУ.

К началу войны в Европе американское танкостроение находилось на крайне низком уровне. Всего на вооружении состояло 320 машин. В 1940 году США выпустили 331 танк. МЗ легкий и МЗ средний в боевом отношении сильно уступали танкам других стран. С появлением танка «Генерал Шерман» американская армия получила более при-личную и надежную машину. Опыты с тяжелыми танками в США не удались. Поскольку «шерманы» уступали «тиграм» и «пантерам», американцы разработали несколько моде-лей СУ. Но в основном борьба с немецкими танками возлагалась на авиацию. Американцы разработали также неплохие плавающие тазики для десантных операций на островах Тихого океана.    Всего за войну в США построено 131 481 танк и СУ.

Франция начала войну с 2500 современными и 1500 устаревшими танками. Это были в основном легкие, тихоходные, слабо вооруженные, но хорошо бронированные машины.

Японцы строили до начала войны преимущественно легкие танки. После Пирл-Харбора (7 декабря 1941 года) стали уделять большее внимание средним танкам. Однако Япония смогла выпускать не больше 1000 машин в год. Японские танки явно не соответствовали требованиям времени, были тихоходны, малонадежны, слабо бронированы и плохо вооружены.

Италия выпускала лишь легкие танки (хотя они и назывались средними), весьма слабые и ненадежные. Наладить производство немецких танков в Италии не удалось.

Большое внимание уделяют конструкции ходовой части танка. Сблокированная на несколько катков подвес-ка Т-26, Т-28 и Т-35 ненадежна и ограничивает скорость движения. Ходовая часть колесно-гусеничных БТ представляется более перспективной: индивидуальная подвесочка и опорные катки большого диаметра вкупе с мощным двигателем придают машине невиданную быстроходность: 62 км/час. на гусеницах, свыше 80 — на колесах. Ученые разрабатывают теорию подрессоривания и теорию взаимодействия гусениц с грунтом. Доказано абсолютное преимущество индивидуальной подвески для танков любого типа.На боевых машинах в основном уже стоят моторы, мощность которых исчисляется сотнями лошадиных сил. Но это авиационные двигатели, работающие на бензине. Они дороги, безжалостно расходуют топливо, малонадежны, то и дело вспыхивают свечой. В 1933 году начинается работа над специализированным танковым дизелем. А весной 1938 года В-2 уже испытывается на танке БТ.  На тактических учениях юркие БТ лихо атакуют, не пасуют перед препятствиями и даже прыгают, так проверяется прочность корпуса танка, его узлов и агрегатов. Конструкторы и производственники убеждаются в преимуществах сварки перед клепкой, и корпуса серийных Т-26 становятся сварными.Ни в одной стране мира нет на вооружении много башенных танков типа наших Т-28 и Т-35. Советские «сухопутные броненосцы» — танки прорыва — проверяются делом.Экипаж 2 человека. Длина. 3,50м с «хвостом» 4,38м. ширина.1,8м Высота. 2,12 м Боевой вес 5,9 т Двигатель .четырехцилиндровый воздушного охлаждения, 35 л. с. Броня. лобовая, бортовая, кормовая — 16мм; дно, крыша — 8 мм Вооружение. 37-мм пушка системы Гочкиса, 1 пулемет +1 запасной пулемет; боекомплект: 104 снаряда, 2016 патронов Запас хода. 100 — 120км Скорость максимальная. 16,4 км/час

 

 

та101

Все то, от чего зависят ходовые свойства конструкции, бралось от танка. Своими шасси предшественники знаменитой ИСУ-122 обязаны тридцать четверке и КВ. Иной была верхняя, надстроечная часть самоходок.За установку мощного крупнокалиберного орудия приходилось расплачиваться большими габаритами башни и ограниченными углами поворота пушки. Разворачивая башню на 360′, экипаж танка может вести огонь в любом направлении. Расчет СУ ограничен в горизонтальной наводке 20′ на каждую сторону.Если же цель находится вне пределов этого угла, «загонять» ее в прицел приходится поворотом всей машины. Маневр не-возможен, когда установка врыта в землю, превращена в неподвижную огневую точку.А вот и достоинства СУ: обширность боевого отделения, удобство работы заряжающих, а значит, и большая, чем у танка, скорострельность, низкий силуэт. Наконец, простота и дешевизна конструкции.Проект одной из таких машин — СУ-122 — конструкторское бюро Ж. Котина разработало за 25 дней — яркое свидетельство потребности в этом виде оружия. Оно представляло собой гаубицу калибра 122 мм на шасси танка Т-34. Другой образец — 152-мм гаубица на шасси КВ-1С.Экипаж.4 человека Боевой вес . 31,6 т Длина (с пушкой) 9,45м Длина корпуса.6,1 м Ширина .3,66 м Высота . 2,245м Вооружение одна 66-мм пушка Бронирование . лоб, борт и корма 45 мм, дно — 26 мм Двигатель дизель В-2-34Ммощн. 566 л. с. Скорость по шоссе. 56 км/час Запас хода по шоссе. 246 — 326 км

В конце 1943 года советская промышленность начала выпускать новые СУ на базе тяжелого танка ИС-1. Установка по-лучила название ИСУ-122. Пушка осталась прежнего калибра 122 мм, но стала длинноствольной. Вес машины составлял 46 т. Чуть позже в армию стала поступать ИСУ-152, самая мощная из наших самоходок, — гаубица на шасси ИС-2.Гусеничные «царь-пушки» шли вслед за атакующими танками и подавляли внезапно появившиеся огневые точки. Громадную роль ИСУ-122 и ИСУ-152 сыграли в конце войны, поддерживая наши наступавшие танковые части.

Экипаж 5 человек Боевой вес 47 т Длина (по корпусу); 6,8 м Длина (с пушкой). 9;05м Ширина. 3 . м Высота.2,5 м Вооружение одна 152-мм гаубица, один 12,7-мм зенитный пулемет Бронирование .—. 60 — 75 мм Мотор-дизель В-2-ИС мощностью 520л.с. Скорость. 37 км/час (по шоссе) Дальность хода— 220 км (по шоссе)

 

 

КВ — «Клим Ворошилов», — по существу, первый в мире серийный тяжелый танк. Прежние машины, хо-тя и отличались устрашающими размерами, обладали по меньшей мере одним общим недостатком слабой броней.Очень многое зависело от технологии. Как изготовить толстые броневые листы, а потом скрепить их, чтобы получить башню оптимальной формы. Заклепки или болты для этой цели не годились.Нужно было научиться сваривать толстые листы стали, а еще лучше — отливать основные элементы корпуса и башни.Весной 1937 года был готов первый экспериментальный танк Т-46-5 с противоснарядным бронированием.Он весил 28 т и нес 60-миллиметро-вую броню, выдерживавшую об-стрел из противотанковой пушки калибра 37 мм. Машина получилась не очень удачной, но при работе над ней конструкторы накопили опыт, а заводы освоили технологию производства толстой брони.Вслед за Т-46-5 в 1939 году из цехов вышли двух башенные Т-100 и СМК. Толщина брони достигала 60 мм. Впервые на тяжелых танках инженеры применили торсионную подвеску.1939 года началось проектирование КВ, а в сентябре танк уже проходил заводские испытания. 19 декабря Главный Военный Совет вынес решение принять КВ на вооружение Красной Армии.Войсковые испытания прошли прямо на фронте — шла советско финская война.Толстая броня полностью защищала машины от огня противника.В боях проявилось явное превосходство КВ. Толщина брони достигала 75 мм. Могучим оружием была 76,2-миллиметровая пушка. Серьезными достоинствами оказались мощный дизельный мотор В-2, форсированный до 600л.с., независимая подвеска катков, широкие гусеницы.В феврале 1940 года заводы при-ступили к серийному выпуску КВ-1.Одновременно началось производство КВ-2 — машины с 152-милли-метровой гаубицей.В начале 1941 года КВ-1 по-лучил новую пушку (калибр 76,2 мм,длина ствола 41,6 калибра). Толщину лобовой брони довели до100мм, а самое главное — танк нес семитомную литую башню. Вес машины возрос с 43 5 до 47 5 т.В 1940 году наша промышленность выпустила 243, а в первом полугодии 1941 года 393 танка КВ-1 и КВ-2.На 22 июня 1941 года в западных военных округах их насчитывалось 508.И наконец, последняя модификация КВ — модель КВ-85, выпускавшаяся с осени 1943 года. На этом танке установили литую башню с большей толщиной брони (100 мм) и 85-миллиметровую пушку. Вес, увеличился до 46 т. Число членов экипажа сократилось до четырех, а количество пулеметов до двух. Скорость осталась прежней.КВ показал себя удачной конструкцией тяжелой машины. Ему принадлежала инициатива в танковых сражениях.Немцы избегали встреч с советским танком. Исключительная порочность его корпуса позволяла советским экипажам вести успешные боевые действия против вражеских «тигров». До конца 1942 года он оставался сильнейшим танком мира

Экипаж.5 человек. Боевой вес.47,5 т. Длина. 6,75 м. Ширина. 3,32 м. Высота  2,60 м. Вооружение . одна 76,2-мм пушка, 3 пулемета. Боекомплект  114 снарядов,
3000 патронов. Бронирование .  корпус: лоб — 95—100 мм, борт — 75 мм;башня: лоб — 100 мм. Мотор. дизель В2-К, мощностью 600 л.с.Скорость. 35 км/час
Запас хода. 250 км по шоссе

Экипаж.3 чел. Боевой вес.13,8 т Длина. 5,66м Ширина — 2,29м. Высота — 2,42м Вооружение — пушка 45-мм образца 1932г.; 2 пулемета калибра . 7,62 мм; боекомплект — 132 — 138 снарядов. Двигатель М-17Т, 466л.с.; Скорость — 53 км/час на гусеницах;73 км/час на колесах. Дальность хода с дополнительными баками 356 км на гусеницах,566 км на колесах; Бронирование . лоб — 26 мм, борт— 13 мм, башня — 45 мм, корма— 16 мм, дно и крыша — 16 мм.Стремительность автомобиля, большая дальность пробега по шоссе и проходимость гусеничной машины — эти качества объединяли в себе колесно-гусеничные танки серии БТ, — пожалуй, самые знаменитые советские танки предвоенных лет.Еще в 20-х годах родилась идея броневой машины с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Проблемой повышения оперативной подвижности танковых соединений при перебросках по дорогам много занимались в Англии, во Франции, в Швеции и Чехословакии. Колеса автомобильного типа устанавливали либо попарно спереди и сзади, либо по бокам машины, рядом с катками. У одних танков колеса, поднятые над землей, опускались, а корпус танка с гусеницами поднимался. У других, наоборот, опускались или поднимались гусеницы. Механика была очень сложной и громоздкой.Совсем по другому пути пошел американский конструктор Уолтер Кристи. Он решил увеличить опорные катки до размеров автомобильных колес, а гусеницу снимать. Крутящий момент передавался с помощью шестереночного редуктора на заднюю пару дорожных колес. Передняя пара, как и у автомобиля, была управляемой.Для нашей страны такие танки были весьма перспективными. Требовалось в кратчайшие сроки механизировать Красную Армию. Проектирование колесно-гусеничных машин в СССР началось в 1928 — 1929 годах. В 1930 году Советское правительство купило два экземпляра танка Кристи без башен и вооружения.Советские конструкторы занялись совершенствованием машины, и осенью 1931 года появился БТ-2. БТ 2 нес 37 мм пушку и пулемет в башне, противопульную броню (10 — 13 мм). Весил он 10,5 т. Экипаж состоял из трех человек. Мотор мощностью 400л.с. сообщал танку скорость в 52 км/час на гусеницах и 72 км/час — на колесах. Запас хода составлял соответственно 200 и 300 км.В 1933 году из заводских ворот вышел танк БТ-5. Вот его особенности: пушка калибра 45 мм, отечественный мотор, усиленные детали ходовой части, новая форма башни, коротковолновая радиостанция

1; Немецкий средний танк Т-I\/. Выпускался с 1937 года до конца войны. Самый массовый танк немецких вооруженных сил (выпущено 8801 штука). На рисунке — одна из одиннадцати модификаций Т-I\/г-2 (1942 г.) с длинноствольной пушкой 75 мм и усиленной-броней. Боевой вес — 23,6 т, экипаж — 5 человек, скорость по шоссе — 40 км/час, броня — 30 — 50 мм.

  1. Немецкий тяжелый танк Т-\/В «тигр». Строился с августа 1942 по август 1944 года (выпущено 1348 штук). На советско-германском фронте появился впервые в феврале 1943 года под Мгой. Боевой вес — 55 т, экипаж— 5 человек, вооружение — 56-мм танковая пушка, 2 пулемета, броня — 80— 110 мм, скорость по шоссе — 38 км/час.
  1. Немецкий тяжелый танк. Т-I\/ «пантера». Лучший танк немец-кой армии. Выпускался с ноября 1942 года до конца войны (5967 штук). Форма корпуса и на-клон брони заимствованы у Т-34. Боевой вес — 45,5 т, экипаж— 5 человек, вооружение — 75-мм танковая пушка, 3 пулемета (1 зенитный), броня — 40 — 120 мм, скорость по шоссе — 55 км/час.
  1. Американский средний танк М-4 «Генерал Шерман». В производстве состоял с октября 1942 года до конца войны. Самый массовый американский танк (выпущено 48071 штука) и второй в мире после Т-34. На рисунке — танк модификации М4АЗЕ8 — самый удачный из. шести основных вариантов. Боевой вес — 32,5 т, экипаж — 5 человек, вооружение — 76-мм танковая пушка, 2 пулемета, один крупнокалиберный зенитный пулемет, броня — 38 — 63 мм, скорость по шоссе — 48 нм/час.
  1. Английский пехотный танк МкII «матильда». В производстве — с августа 1939 по август 1943 года (построено 2987 штук). Здесь представлена одна из семи модификации МкII «матильда-III» (1941 г.). Боевой вес — 26,5 т, экипаж — 4 человека, вооружение — 40-мм пушка и . 1 пулемет, броня — 40— 78 мм, скорость по шоссе — 24 км/час
  1. Английский крейсерский танк Мк\/III «кромвелл». Шасси типа Кристи. В производстве с января 1943 года до конца войны. На рисунке представлена одна из восьми модификаций «кромвелл-I\/». Боевой вес = 27,5 т, экипаж —6 человек, вооружение — 76-мм танковая пушка и 2 пулемета, броня — 32 — 76 мм, скорость по шоссе — 61 км/час

Весной 1918 года

На совещании с военными специалистами Владимир Ильич говорил, «что нам нужна регулярная армия с богатой техникой, а не только с одними ружьями и гранатами, нам нужны саперные и инженерные войска, мы обязаны готовить летчиков, подумать о танках, броневиках, бронепоездах». И в молодой республике о танках  не только подумали. Уже в девятнадцатом году мы сделали первые шаги в области танкостроения и прежде всего предприняли меры по консолидации усилий изобретателей и конструкторов.

В начале ноября 1919 года газета РККА «Известия Народного комиссариата по военным делам» опубликовала условия открытого конкурса, объявленного Советом военной промышленности. Конкурс принес свои плоды. И одиночки, и целые коллективы представили оригинальные проекты. Вот лишь два из них. Инженер Максимов разработал первую в мире танкетку, весом в 2,25 т, а конструкторы ижорского завода под руководством инженера Кондратьева завоевали первую премию за проект 10-тонного плавающего танка.Практически одновременно перед Советом военной промышленности ставится задача организовать производство танков по образцу захваченных в боях у интервентов, и 31 августа 1920 года произошло знаменательное в истории нашего танкостроения событие. Первый танк отечественного производства покинул стены сборочного цеха сормовского завода.

Танк типа М, такую марку официально присвоили этой машине, создавался на базе «рено». Сормовичам пришлось заново спроектировать коробку передач, приводы управления и др., утраченные во время перевозки образца. Любопытная подробность: на танк М установили муфту сцепления, разработанную в свое время изобретателем первого в мире танка А. Пороховщиковым, применили смешанное пушечно-пулеметное вооружение, опередив на десяток лет зарубежное танкостроение.

В последующие годы по мере восстановления промышленности начинается массовое производство спроектированного Танковым бюро танка МС-1, создаются опытные танки. В этой работе советские танкостроители проявляют смелое новаторство, стремление найти собственные, оригинальные технические решения.